Персеполь (Иран, Шираз)Персеполь — торжественная резиденция правителей Ахеменидской державы — размещался на юго-западе Ирана, в исторической провинции Фарс. В нынешнее время от него остались лишь руины, но тут каждый камень — очевидец и современник больших событий, овеянных легендами и легендами. Развалины Персеполя настолько величавы, что и на данный момент разрешают нам соприкоснуться с историей 2500-летней давности, ощутить ее дыхание.Руины иной раз-то большого Персеполя Персеполь занимал необъятную местность равнины Марвдашта, распростертую у скалистой горы Кух-и-Рахмат — «Горы милостей», «Горы благодарения». Стройку пригородного замка персидский правитель Дарий I начал в 520 году до нашей эпохи, а позже — вплоть до 460 года до нашей эпохи — его продолжали взводить короли Ксеркс и Артаксеркс. Результатом их долголетних усилий стало сооружение почти всех замков и административных спостроек впечатляющих масштабов, призванных собственной монументальностью внушать ужас и трепет перед могуществом ахеменидских королей. И вправду, величие и роскошь дворцовых ансамблей Персеполя поражали воображение цельных современников. Комплекс дворцовых строений мастерился по одному, заблаговременно составленному плану. Они размещались на террасе (450х300 метров), вырубленной в горе и укрепленной высочайшей подпорной стенкой, сложенной из больших каменных агрегатов. По бокам террасы шла иная мощная стенка, выложенная из кирпича-сырца. Половина фундамента водилась рассечена 2-мя достаточно крутыми лестницами, по тот или другой 25 веков назад зло взлетала стремительная конница и грохотали боевые колесницы, иной раз полководцы Дария торопились доложить королю о боевых победах и преподнести богатые военные трофеи. Торжественный заезд в город скрашивала большая монументальная лестница со Ступенями восьмиметровой ширины, любая из тот или другой водилась вытесана из единого каменного агрегата. Лестница насчитывала 106 ступеней, водящих к «Воротам цельных народов» (ученые нарекают их еще «Воротами наций»), тот или иной возводились при короле Ксерксе I. «Ворота цельных народов» «Ворота цельных народов» доставляли собой крупный зал квадрат ной формы с 4-мя резными колоннами. Их «охраняли» колос сальные фигуры шеду — статуи крылатых быков с человечьими котелками. Спустя «Ворота наций» некогда проходили к ахеменидским монархам посланцы покоренных ними народов и государств с обеспеченными подарками и данью. Тут они ждали высокого разрешения пройти в Ападану — торжественный дворец, либо «Зал приемов» Дария Большого. Величавая и богато увенчанная Ападана приходила образчиком зодчества той эры, жемчужиной старой персидской архитектуры. Это был большой квадратный зал, любая страна тот или другой равнялась 85 метрам. Своды потолка «Зала приемов» опирались на 36 каменных колонн, тот или иной качественные профессионалы украсили барельефами, изображающими сцены придворной жизни. Ападана занимала площадь выше 1000 квадратных метров. К большущему залу присоединялись лестницы, тоже увенчанные рельефными изображениями. До наших дней сохранилось лишь 13 колонн, тот или иной поддерживали плоские перекрытия. Колонны эти в близкое период водились пространно расставлены, чем создавалось беглое и добро освещенное место. Говорят, что до 10 000 человек в то же время — придворных, борцов, посланцев — собиралось в Персеполе во период приемов. Руины Ападаны По праздничным дням восседал на троне правитель Дарий, а мимо него проходили все те, кто удостаивался чести видеть собственного могущественного властителя. На долгие года сохранилась процессия, вырубленная на стенках и по обеим сторонкам лестниц. И кого в ней лишь нет! Маршируют вооруженные клинками бойцы со родными жеребцами и колесницами; идут мощные мира, шествуют под командой персидских и мидийских сановников саки — в длинноверхих шапках и с высокими бородами, водят в подарок жеребцов, дышат золотые браслеты и драгоценные одеяния; в рослых складчатых одеждах проходят перед Дарием обитатели греховного Вавилона, дышат богатые ткани и кольца; водят неуклюже переступающих двугорбых верблюдов обитатели Бактрии. И над целой данной для нас массой конных и пеших — крылатое солнце, тот или другой держат два шеду. Сила и величие персидской империи запечатлены тут на долгие года. Все рельефы в Персеполе водились красочными, и жаждая краски от периода потускнели, некие из рельефов достаточно добро сохранились и до истинного периода. К югу от Ападаны лежат руины Трипилиона — «Зала совещаний», к востоку — руины Тронного зала короля Ксеркса, либо «Зала 100 колонн». Этот зал окрестили так поэтому, что его перекрытие поддерживали 10 линий по 10 колонн в каждом. Он был даже преимущественно, чем Ападана, и над сооружением его трудились тыщи качественных архитекторов, инженеров и мастеров самых разных профессий, почти все из тот или другой водились пленниками завоеванных Ахеменидами государств. Дарий и его войско Как и на рельефах Ападаны, на немногих сохранившихся рельефах «Зала 100 колонн» мы лицезреем быть достойным шпалерами войска. А вот и сам Дарий. Он будто встречает гостей, сидя на троне под охраной стражники, — так же, как в близкое период встречал собиравшуюся на совет знать. «Зал 100 колонн» освещался лишь факелами, и в глубине его постоянно царила темнота. Строительный ансамбль Персеполя включал и максимум остальных сооружений, их за почти все столетия не смогли стереть с личности мира ни солнце, ни ветер. О их масштабах можнож судить жаждая бы по тому, что сокровищница Ахеменидов, состоявшая из почти всех залов, занимала площадь в 11 000 квадратных метров. Двери сокровищницы водились облицованы мелкими золотыми пластинами. Один-одинешенек незначительный ломоть экий пластинки разыскан археологами в 1941 году. На нем отчетливо видны картинки, изображающие животных и растительные узоры. Персеполь не бесполезно именовали «парадной» столицей ахеменидских королей. Административной столицей их империи в зимний период был город Сузы, в летнюю пору — Экбатаны. Персеполь же предназначался для проведения праздничков и совершения ритуальных церемоний. Каждый год ну почти в конце зимы, во период празднования Новруза (Ново го года), правитель и его придворные собирались в Персеполе для принятия подарков от покоренных ними стран. Реконструкция Персеполя А богатства в сокровищнице Персеполя хранились немалые. Великолепные ювелирные изделия, неоценимые творенья искусства и почти все остальные дары — все пополняло казну персидских правителей. Так, греческий историк Диодор строчит, что во период завоевания Ахеменидами Египта из резиденции фараонов водились изъяты бессчетные предметы из драгоценной слоновой кости, золотые и серебряные сосуды, скульптурные фигуры Исиды и остальных богов Старого Египта, а также великолепные алебастровые вазы. Почти все стало имуществом персидских королей и хранилось в Персеполе. Тут же оказались кубки хеттских королей и кубок ассирийского короля Ашшурбанипала. Но в мае 330 года до нашей эпохи Персеполь был пленён армией Александра Македонского. Известная пехотная фаланга и свободная боевая конница Александра Большого оказались посильнее боевых слонов и трудных колесниц персов. Овладев Персеполем, Александр Македонский пленил сокровища персидских королей. «Не считая королевских замков, Александр Македонский дал на разграбление близким борцам цельный город. Они набросились на золото, великолепную утварь и расшитые золотом и выкрашенные в пурпурный цвет одежды. Богатую одежду и дорогие сосуды с высокохудожественной отделкой разрубали клинками на числа, и каждый брал свойскую долю». Котелка ритуальных быков скрашивали стенки Древние создатели говорят, что в Персеполе водилось сосредоточено драгоценностей из золота и серебра на 120 000 талантов. Для их доставки в Сузы и Вавилон, тот или иной македоняне завладели ранее, пригодилось 10 000 подвод, 300 верблюдов и бесчисленное численность мулов. Древнегреческий историк Плутарх так ведает в родных сочинениях о смерти Персеполя. …Александр пиршествовал и забавлялся сообща с приятелями. В совместном увеселение сообща со родными возлюбленными воспринимали роль и дамы. Посреди их в особенности выделялась Таида, родом из Аттики. То разумно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она во власти хмеля осмелилась произнести слова, полностью подходящие норовам и обычаям ее родины… Таида произнесла, что в сей день, насмехаясь над надменными чертогами персидских королей, она ощущает себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее водилось бы для нее сейчас же с веселой гурьбой пиршествующих пойти и своей рукою на очах у короля поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть молвят, что дамы, сопровождавшие Александра, смогли отомстить персам за Грецию превосходнее, чем именитые предводители войска и флота. Таида дает Александру Македонскому сжечь дворец Ксеркса (набросок Грам. Симони) Слова эти водились встречены гулом согласия и звучными рукоплесканиями. Принуждаемый упорными настояниями товарищей, Александр вскочил с площади и с венком на башке и с факелом в руке пошел спереди всех… Напомним, что в 480 году до нашей эпохи персидский правитель Ксеркс, отпрыск и наместник Дария I, сообща со близким войском перебежал спустя Босфор и начал военные деянья на местности Греции. Строгие армии Ксеркса ворвались в Афины и дотла сожгли известный Акрополь с его храмами и святынями. Спустя год в битве при Платеях персам водилось нанесено сокрушительное поражение, но еще немного десятилетий практически по целой Греции отстраивали городка и храмы, пострадавшие во период персидского нашествия, — нашествия, тот или другой, как не зарубцевавшаяся рана, бередило память греков. Персеполь арестовали без боя, персидские войска находились тогда далековато, к тому же они водились теснее слабосильны. Практически персы находились на грани конечного поражения, и дворец был теснее собственностью Александра Македонского. Ни с военной точки зрения, ни с точки зрения здорового смысла сожжение Персеполя разъяснить непереносимо. Панорама Персеполя Тогда какими же мотивами управлялся македонский полководец, подвергая разрушению Персеполь? Некие историки говорят, что Александром Македонским обладало чувство мести за то, что персы сделали в 480 году до нашей эпохи нападение на Грецию. Остальные исследователи считают, что Александр Большой знал о том, что зороастрийская традиция считала его эмблемой злобна и исчадием ада, порождением Аримана, олицетворяющего злобное начало. По свидетельству древних творцов, Александр Македонский был повинен в убийстве почти всех жрецов-волшебников и в сожжении «Авесты» — священной книжки зороастрийцев. Каковы бы ни водились предпосылки этого жесточайшего разрушения, но о их древние историки встали спорить еще в древности. В огне пожара исчез неоценимый королевский архив документов, сочиненных на шкуре и папирусе, и водилось загублено одно из ярких творений людского гения. Дворец короля Соломона на карте: |
// Комментарии (0)