Храм Аполлона (Греция, Дельфы)Дельфы, один-одинешенек из древних городов Греции, прославился в древнем мире родным храмом Аполлона и известным предсказателем, к тот или другой съезжались для гаданий паломники со цельной ойкумены. В эру античности святилище в Дельфах обладало большущее значение. Древний географ Страбон черкал: «Больший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, потому что из целых оракулов на свете он выглядел самым честным, но все таки и положение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно размещено практически в центре цельной Греции как по эту, так и на той стороне Истма. Считали также, что оно находится в центре обитаемого мира и окрестили его пупом мира. Вприбавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что тут встретились два сокола, выпущенные Зевсом: один-одинешенек – с запада, иной – с востока».Площадь, где ранее стоял большой храм Аполлона Дельфы размещены у подножия горы Парнас – площади обитания господа Аполлона, попечителя искусств, и его спутниц – 9 муз. По представлениям старых греков, тут находился центр мира. Конкретно так Дельфы изображались на старых картах. Тут посреди руин старого святилища до этого времени сохраняется «пуп Земли» – мраморное изваяние, на поверхности тот или другой изображены перетягивающие его ленты. Греки нарекали его Омфалос. Святилище в Дельфах появилось в глубочайшей древности и водилось обычно соединено с прорицателями судьбы. Тут, как черкал писатель III века Юстин, находилась «небольшая площадка, на ней глубочайшая расщелина, отверстая для оракулов. Бездушная струя воздуха, гонимая ввысь некоей насильственно, как будто ветром, выходит из данной для нас расщелины, приводит разумы прорицателей в исступление и, преисполнив их священным воодушевленьем, принуждает доставлять ответы вопрошающим». Прорицательницы (пифии) садились над расщелиной, откуда выходили одурманивающие пары и, впав в транс, начинали произносить слова, тот или другой жрецы храма – профиты – пристально слушали и записывали как прорицание, обычно, придавая ему литературную форму – обыкновенно в внешности стихов. Пифиями сначало водились юные девушки, но позже пифией встали выбирать пожилую даму не молодее пятидесяти лет. Руины храма Аполлона Легенда ведает, что первоначально дельфийский оракул принадлежал не Аполлону, а богини мира Гее, а основной прорицательницей имелась нимфа Дафна. Аполлон овладевал святилищем, убив Тифона – змея-дракона, сторожившего оракул, а Дафна, преследуемая Аполлоном, чтоб спастись, перевоплотился в лавровое дерево. С того времени лавровое дерево стало священным деревом Дельф. А в честь оракула Аполлона в Дельфах часто устраивались спортивные состязания – Пифийские забавы. Крайние забавы состоялись в Дельфах в 394 году нашей эпохи. Храм Аполлона в Дельфах играл громадную роль в жизни старых греков во все поры их истории. Ни одно суровое тяжба, носило ли оно приватный нрав либо дотрагивалось интересов целого страны, не начиналось без совета с дельфийским предсказателем. К дельфийским пифиям прибывали за советом короли Мидас Лидийский, Тарквиний Горделивый, знаменитый богач Крез, большой полководец Александр Македонский. Хрестоматийным стало пророчество дельфийского оракула, предоставленное им лидийскому королю Крезу, собиравшемуся идти на войну: «Крез, перейдя реку Галлис, большое королевство разрушит». Радованный Крез, решив, что оракул предсказывает ему победу, начал войну, но разрушенным оказалось его собственное царство… Сокровищница Афины в Дельфах Всякий, входящий в храм Аполлона, предварительно был должен совершить омовение в водах Кастальского источника. Вода источника квиталась священной, она очищала от скверны служителей храмов, ее пили перед Пифийскими забавами соучастники состязаний. Кастальский ключ находится у подножия горы Федриады, и в ее стенке еще в древности водились вырублены незначительные ниши, предназначавшиеся для подарков, приносимых паломниками, а в горе под ключом был устроен бассейн. От Кастальского ручья дорога шла к священному участку – теменосу, на тот или иной размещался храм Аполлона и оракул. Теменос окружала высочайшая каменная стенка с несколькими воротами. Центральный вход находился против Кастальского ключа. За длинные века существования в храме Аполлона водились накоплены выдающиеся творения искусства. Короли и народы старого мира приносили в Дельфийский храм щедрые дары оракулу. Вдоль Священной дороги, водящей от центральных ворот к храму Аполлона, стояли бессчетные скульптуры – дары и пожертвования разнообразных греческих городов. Обитатели острова Керкира определили тут медного быка, граждане городка Тегеи – множество статуй богов и героев. Спартанцы в память победы над афинянами в точке V века до н. э. пожертвовали скульптуры Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды и Посейдона. Тут же находились дары Афин – изваяния Афины, Аполлона, Эрехтея, Кекропса, афинского предводителя Мильтиада, фаворита персов при Марафоне. Они все водились сделаны большим архитектором Фидием. Еще далее размещались дары Аргоса – скульптуры богов, героев и главарей, в том числе предводителя Амфиарая, изваянного сообща со свойской боевой колесницей, и медный жеребец занятия архитектора Антифана. Амфитеатр в Дельфах Принести в дар Аполлону скульптуру мог и всякий греческий гражданин. Большой архитектор Пракситель, к примеру, пожертвовал храму скульптуру Фрины своей занятия, а известный доктор Гиппократ – медное изваяние изнуренного хворью жителя нашей планеты. Скульптур в святилище водилось неограниченное количество, их число доходило до 3-х тыщ. Эти сокровища позже водились расхищены, а частично уничтожены. Лишь римский правитель Нерон вывез из Дельф около пятисот статуй. А трехглавый медный змей с 3-мя туловищами, вывезенный из Дельф, потом скрашивал дворец византийских царей. У стенок святилища путников встречал хороший на высочайшей колонне Наксосский сфинкс (сфинкс – сюжет, очень пространно всераспространенный в Греции и вообщем в Старом мире). Он был пожертвован святилищу жильцами острова Наксос. Его фигура сохранилась и имелась разыскана археологами в 1893 году. Изваянное из мрамора умопомрачительное чудовище обладает возвышенность в 2,32 мтр и припоминает второго сфинкса, стоявшего некогда на знаменитой отчизне Аполлона – полуострове Делос. В центре священного участка возвышался храм Аполлона, окруженный обилием мраморных и бронзовых статуй. Храм был построен в 366–339 годах до н. э., на участке пары сменявших друг дружку зданий, самая ранешняя из тот или иной датируется 548–547 годами до н. э. Да и до нее на этом участке жило, по последней мере, еще три храмовых строения-предшественника. Экспонаты археологического музея в Дельфах Сейчас от величавого храма Аполлона уцелело едва лишь немножко колонн и фундаменты. В длину храм сочинял 60 мтр, в ширину – 23 мтр. Со целых сторонок его окружали колонны: по 6 – на торцах, и по пятнадцать – на рослых боковых сторонках. Это был классический тип древнегреческого храма, приобретший заглавие периптера. «Периптер» значит «оперенный», другими словами окруженный колоннами со целых сторонок. За непрерывной колоннадой возвышались глухие стенки, сложенные из мрамора. Фронтоны храма Аполлона скрашивали многофигурные рельефы и мраморные и известняковые статуи. До наших дней сохранилась лишь фигура богини победы Ники и фрагменты фигуры богини Афины. По свидетельству Павсания, кроме этого храм скрашивали скульптуры Аполлона, Артемиды, Лето, Гелиоса, Диониса. Вход в храм находился с восточной сторонки. Отличительно, что в храм воспрещалось заходить людям, чем-или запятнавшим свойское имя и репутацию. «Храмы бессмертных раскрыты для правдивых жителей нашей планеты!) – водились убеждены античные греки. Перед входом в храм стоял белокаменный алтарь, сооруженный из беломраморных плит жильцами острова Хиос в начале V века до н. э. Около алтаря исполнялась церемония освобождения рабов на волю. Стадион, тот или другой применяли во пора Пифийских игр Наос – генеральное внутреннее помещение храма – был разбит на три доли 2-мя шеренгами колонн. Некогда тут находился жертвенник и пламенел неугасимый огонь. В западной стенке была дверь, водящая в основное святилище – адитон. Тут, над расщелиной горы, из тот или другой выходили одурманивающие испарения, стоял известный золотой треножник, на тот или иной восседала прорицательница-пифия. Тут же находился «пуп Земли» – Омфалос и росло лавровое дерево – знак Дельф. Адитон освящала скульптура Аполлона, отлитая из незапятнанного золота. Внутренние стенки храма скрашивали воинские трофеи афинян, арестованные в Марафонской битве – персидские щиты и доспехи, доспехи галлов – дар этолийцев. На стенках водились высечены изречения 7 греческих мудрецов: «Мера главнее всего» – Клеобул Линдский. «Узнай самого себя» – Хилон из Спарты. «Удерживай гнев» – Периандр из Коринфа. «Ничего слишком» – Питтак Митиленский. «Помни, что жизнь конечна» – Солон Афинский. «Худших везде большинство» – Биант Приенский. «Ни за кого не ручайся» – Фалес из Милета. Модель Дельфов В храме хранились наилучшие и драгоценнейшие дары Аполлону, принесенные жильцами разнообразных греческих городов и провинций. Тут стояли мраморные изваяния большого стихотворца Гомера, скульптуры богинь судьбы мойр, Зевса и Аполлона. В I веке до н. э. святилище Аполлона в Дельфах водилось пленено и разграблено римским полководцем Суллой. Римляне вывезли отсюда множество драгоценных вещей, золотые и серебряные изделия, прославленные во целым старом мире монументы искусства. Но дельфийский оракул продолжал быть еще немножко веков, пока в IV веке не был ликвидирован царем Феодосием – наставала эра христианства. Храм Аполлона на карте: |
// Комментарии (0)