Твикенхэм (Великобритания, Твикенхэм)Английские садовники устремлялись сделать иллюзию естественности, и это генеральное отличие британского пейзажного парка от французского постоянного. Пейзажные парки замерзли появляться в Великобритании теснее в главной четверти XVIII столетия.Главным образчиком новейшего стиля квитается сад, устроенный знакомым стихотворцем Александром Священником (1688–1744) в Твикенхэме в 1719 году. Осенний пейзаж невозможной красы и буйства красок В свойское пора А. Поп рассчитывался один-одинешенек из законодателей британского вкуса. Сад в Твикенхэме сотворен под воздействием эстета-моралиста Антони Эшли Купера, третьего графа Шафтсбери (1671 — 1713). Граф разговаривал, что „даже бешеные горы, поросшие мхом пещеры, лишенные предопределенной корректности гроты и водопады, со целой грозной привлекательностью пустынности, великолепнее и великолепнее для меня, чем чопорное жеманство садов владетельных принцев“. Для него, экие категории морали, как правда, благо и краса в принципе означали одно и то же. Чувство своей свободы и могущества побуждало графа на творение великих британских парковых зон. Сообразно его учению, наблюдения за природой в различные эпохи года и в движение один-одинешенек дня — это ингредиент духовного самосозерцания жителя нашей планеты. Конкретно Шафтсбери принадлежит фраза „Сады и рощи снутри нас“. Разумеется под воздействием Шафтсбери писатель Джозеф Аддисон (1672–1719) резко высказывался против уродования деревьев, иногда им придают геометрические формы: „Наши деревья поднимаются сходственно кеглям, шарам и пирамидам. Я охотнее гляжу на дерево во целой его полноте и изобилии ветвей и сучьев, ежели на подпертое и подстриженное в облике геометрической фигуры. Фруктовый сад в цвету смотрится нескончаемо великолепнее, ежели махонькие лабиринты и остро сделанные партеры“. Один-одинешенек из основных проповедников „готицизма“ в архитектуре Батти Лэнгли (род. в 1696 году) строчил: „Нет ничего наиболее отвергающего, чем застывший постоянный сад“. Он был и крупным приверженцем сотворения в парках руин, установки „диких“ уголков природы. Краса природы постоянно доставляла вероятность человеку обрести искренний покой И вот на волне данной нам всеобщей любви британцев к пейзажным паркам Поп делает собственный Твикенхэм. Его сад — связывающее звено меж постоянными садами голландского вида и садами поэтическими, великолепными. Одни профессионалы (к примеру, влиятельный британский искусствовед Николас Певзнер) считают этот сад с извивающимися дорожками, крошечными холмами, раковинами и минералами и разнородными эффектами на незначительном пространстве вообщем главным садом пейзажного вида Остальные относят его к определенным стилям — барокко, рококо, классицизму, романтизму либо считают эклектичным. Д. Лихачев черкает: „Мне собственно будто более убедительной точка зрения Морриса Браунелла, что этого противоречия нет. В самом процессе, А Поп считал главным принципом садового искусства контрастность и обилие. В Твикенхэме грызть самые многообразные компоненты садовых установок, количество из тот или иной применялась и ранее в многообразных стилях постоянных садов восьмиугольники, партеры, цветочки, открытые и правильные тропинки вперемежку с самыми разными „неправильностями“. В целом Поп подчинил все давнишние компоненты новенькому принципу. Поближе итого его сад, как мне представляется, к садам рококо, тот или иной, бесспорно, предшествовали романтичным и прибывали в ведомой мере главной формой стилистического упорядочивания пейзажных парковых зон, „стихийно“ бывших и ранее. Противоречие грызть в товарищем — меж поэзией Священника и его садовой практикой. В Великобритании принято Священника как стихотворца считать классицистом“. В парке можнож узреть множество полевых цветов Поп устремлялся усилить пейзажную декоративность, потому брал компоненты из предшествующих стилей постоянного садоводства. Но А. Поп поставил в саду незначительные классические постройки, полускрытые зеленью, как это водилось принято сооружать в согласовании со стилем рококо Центральная садовая постройка А Священника — грот — обладает вид классической ротонды. Позднее грот стал излюбленной компонентом пейзажных парковых зон, вообщем, сам Поп считал, что он организует собственный сад по пейзажному принципу. Но в саду Твикенхэма можнож увидеть не совсем только компоненты пейзажности, но романтизма. На маленькой местности сада, названного конспектом природы, нереально водилось сделать полноценные пейзажные картины, но тут теснее не водилось стриженых деревьев и симметрии. Украшением сада служили великой газон, опускавшийся от жилища к реке, и плакучие ивы около жилища. Грот цельный убран дарами (камнями и раковинами, присланными стихотворцу разными людьми из Италии, Египта, Кента, Плимута, Корнуолла, Йоркшира и т. д.). Потому грот нарекали еще Раковинным храмом. Помещения грота не схожи товарищ на приятеля. Этот грот располагал прямой вход, спустя него был виден, как в раме, определенный участок Темзы. В данной нам раме из драгоценностей (разнородных камешков и раковин) неожиданно появлялись и исчезали суда, как в „перспективном стекле“. Иногда зарубцовывались двери данной нам „драгоценной рамы“ и в гроте останавливалось мрачно, на противоположной стенке спустя незначительное отверстие в двери появлялись типичные передвигающиеся картины. Не считая того, в гроте можнож водилось ощутить смены от света к сумеркам и от сумерек к свету. Поп назначил три ключевых принципа разбивки парковых зон — контрастность, нежданность (сюрпризность) и скрытие ограды Он с гордынею заявлял, что две плакучие ивы в его малюсеньком садике на берегу Темзы — самые прекрасные в царстве. План Священника претворял в жизнь ландшафтный конструктор Бриджмен (конкретно он признан главным строителем пейзажных парковых зон). Не считая сада в Твикенхэме Бриджмен сделал первоначальную планировку сада в Стоу, разбил Царский сад в Ричмонде. А. Поп утверждал, что „мужественные англичане, ненавидя иностранные обычаи, предоставляют близким садам свободу от тирании, подавления и автократии“. Он советовал при установке садов совещаться во цельным с „гением местности“, другими словами с природой. Поэт был так увлечен садовым искусством, что в 1724 году сочинил: „Садоводство ближе… к священному творчеству, чем поэзия“. Во почти всех его занятиях встречаются воссоздания садовых рельефов. Дом стихотворца Александра Поупа У Священника, как признанного законодателя вкуса, скоро нашлись последователи. Поэт оказал огромное воздействие на теоретиков пейзажного садоводства центра XVIII века — Филиппа Соускота и стихотворца Вильяма Шенстона и популяризаторов — Джозефа Спенса и Хораса Уолпола. Воодушевленные образцом Священника английские магнаты замерзли окружать родные дворцы так именуемой одичавшей природой. Они вырубали аллейки, истребляли гидравлические сооружения, выкорчевывали деревья и кусты, тот или иной садовники дали формы конусов, пирамид, открытые каналы превращали в окаймленные великолепными берегами „змеящиеся“ речки. На участке бассейнов правильной четырехугольной и округлой формы сооружали пруды природных очертаний, заросшие тиной, кувшинками и водяными лилиями. Этаким образом создавался пейзаж одичавшей природы. Но и британский парк подчинен классическим формальным принципам. Ландшафтные архитекторы устремлялись подражать лишь необыкновенно благовидным рельефам Италии, знакомым по картинам Лоррена, Пуссена (У. Кент практически воссоздавал картины итальянских живописцев в пейзаже парковых зон). „Не считая того, есть ряд формальных принципов, тот или иной непременно находятся в каждом британском парке, — черкает Мтр. Соколова. — Это так-называемый „На, ha!“ — ров, незначительно отделяющий парк от окружающей местности и в то же пора действенно предохраняющий его от вторжений скота. Это „бит“ — дорожка, идущая по цельному периметру парка и препровождающая этаким образом маршрут, дозволяющий осмотреть все владения. Это громадные „пустые“ (без цветников и статуи) газоны; высадки деревьев наподобие „десятки пик“, различные серпантинные тропинки, необыкновенные, зигзагообразные русла рек, тот или иной изменялись по прихоти заказчиков; это давнишние, засохшие деревья, тот или иной высаживались“ для сотворения специфичного эффекта. Изощренность садоводов доходила до того, что даже овцы, пасшиеся на лугах, подбирались по цвету шерсти, чтоб творить издали прекрасные колористические пятна“. Твикенхэм на карте: |
// Комментарии (0)