Летний сад (Наша родина, Санкт-Петербург)Летний сад традиционно считают сверстником городка. Еще в 1704 году по плану Петра I был разбит дворцово-парковый ансамбль, названный „Летний дворец царя“. Скоро он стал именоваться Летним садом.В 1717 году король Петр побывал в Париже, обозревал Версальский парк с великим любопытством. Он так тогда: „Нежели проживу три года, буду обладать сад превосходнее, чем в Версале у французского короля“. Одно из самых увлекательных площадей Санкт-Петербурга - Летний сад Желая мысль творенья Летнего сада взяла у Петра еще ранее, чем он увидел Версаль. В 1704 году, год спустя затем того, как имелась пропущена крепость и основан город Санкт-Петербург, у реки Ерик, начали строить и дворец для короля с Летним садом. Петр сам избирал участок для летнего замка и основного сада в Петербурге. Облюбовал Петр участок на левом берегу Невы, видимо, поэтому, что он был издавна обжит и практически со целых сторонок окружен водой. В 1704 году Петр доставляет указание прислать „всяких цветов из Измайлова не по малу, а преимущественно тех, которые пахнут“. В летнюю пору 1706 года он сам отправляет из Нарвы луковицы белоснежных лилий. В осеннюю пору такого же года указывает вывезти из Новгорода долголетние липы. Деревья для Летнего сада, по распоряжению Петра, выбирали „толстотою кругом дюймов в 12 либо 15 с корнем и с землей“. И везли березы, яблони, душистые травки из-под Москвы Грабы, ильмы — из Киева, липы — из Нарвы, кедры и пихты — из Соликамска. Из Гамбурга — каштановые деревья, из Любека — сирень. Из Новгородского уезда доставили 60 великих лип. Из Голландии прислали для сада 6 кустов пионов и цветки, из Нарвы — белоснежные лилии, майоран и липы, из Данцига — розы и барбарис, из Швеции — яблони. Но деревья, привезенные с юга, вымерзли. Поэтому тис заменили можжевельником, пересаживали из леса ели, скрашивали газоны брусникой. Вход в Летний сад Первоначально Летний сад ограничивался едва лишь участком, на тот или другой на данный момент находится статуя. Тогда определилась начальная его планировка и началось освоение местности. 1-ый план Летнего сада, как позже и план Петергофского Нижнего парка, возможно, набросал сам Петр. В 1704–1705 годах разбивкой так нарекаемого королевского огорода и агрегатом в нем фонтанов занимался российский конструктор И. Мтр. Угрюмов. С 1711 года украшением и расширением местности Летнего сада управлял Ян Розен. К этому периода это был теснее сложившийся постоянный парк с узорными цветниками, фонтанами, водоемами. Началось сооружение каналов, один-одинехонек из каналов разделяет 1-ый Летний сад на две доли. В эти же годы в Летнем саду был устроен Карпиев пруд. В 1716–1725 годах архитекторы Леблон и Земцов сделали планы Летнего сада в начале и в баста заканчивающего шага его постройки. Камер-юнкер Берхгольц строчил о Летнем саде тех пор: „там все есть, чего же можнож лишь желать для увеселительного сада“. В Летнем замке Петр I жил со близкой семьей с мая по октябрь в процесс 1712–1725 годов. 1-ый этаж занимали комнаты Петра I, а 2-ой — комнаты императрицы Екатерины и малышей. Этот каменный дом строил Доменико Трезини. Летний дворец чрезвычайно выделялся от столичных строений допетровского периода четкостью планировки, простодушием строительных форм, умеренным украшением фасадов. При цельной выглядящей простодушию в этом жилище глодать неповторимость. Водостоки по углам его кровли изготовлены в облике малых дракончиков, флюгер не что другое, как фигура Жору Победоносца на жеребце, с копьем в руках. Над входом во дворец — изображение древнеримской богини войны, мудрости, покровительницы наук и законов Минервы и 2-ух амуров, поддерживающих над ней королевскую корону. Природа Летнего сада веселит взгляд хоть какого гостя Фасады Летнего замка скрашивали 20 девять лепных барельефов. Почти все из их прославляли правительство Русское, вторые игрались роль декоративных украшений. Затем погибели Петра во замке жили белошвейки и прачки, обслуживавшие королевский двор Позже его отдавали на лето большим сановникам. При всем этом каждый разов его чинили, слегка перестраивали. В половине XIX века Летний дворец закрылся, и лишь иногда его показывали высокопоставленным гостям. С начала XX века в нем улаживали разные выставки. В 1934 году Летний сад и Летний дворец Петра I заработали статус архитектурно-художественного и историко-мемориального музейного комплекса. Летний сад был спланирован во французском стиле „люстгартен“ Налаженность аллей и дорожек разделяла местность на прямоугольные участки. В то пора сад простирался до самого берега Невы. Клумбы Летнего сада В Летний сад водили три рослые прозрачные галереи. Две, по краям, белоснежные древесные с золочеными русскими знаками. Меж ими возвышалась центральная галерея, наибольшая, на „столбах русского мрамора“, пол тот или другой выстлан темными и белоснежными мраморными плитами, а потолок подбит холстом. Среди галереи стояла беломраморная скульптура Венеры на высочайшем пьедестале. Вокруг ее постамента на медной полосе шла надпись „Императору Петру I в угодность подарил папа Климент XV“. Эту драгоценную скульптуру оберегал часовой. Из Венериной галереи раскрывался вид на Летний сад. Со страны Невы и Лебяжьего канала тянулись высочайшие зеленоватые стенки из елей, стриженых грабов и желтоватой акации. В их имелись изготовлены ниши для белоснежных и золоченых статуй. Открытые аллейки разделяли Летний сад на немножко прямоугольных боскетов, окаймленных стриженой акацией. В нишах этих стенок также стояли скульптуры. Самая пространная, центральная аллейка начиналась от Венериной галереи. Она прерывалась 4-мя площадками с фонтанами. Центральную аллейку и аллейку вдоль Невы обрамляли стриженые зеленоватые стенки 2,5 мтр вышиной Стенки боковых и поперечных аллей имелись не выше 2-ух метров. С одной страны центральной аллейки находился птичник в облике индокитайской пагоды. В клеточках пагоды хранились соколы, темные аисты, дикобраз, голубая лисица и соболи. В жилище близко с пагодой жили голуби. Чуток далее имелась оранжерея, окруженная цитрусовыми деревьями и финиковыми пальмами. На правой сторонке, посреди деревьев, размещалась вольера — большущая клеточка, заполненная различными маленькими птичками. В Летнем саду глодать и декоративные пруды На берегу Фонтанки теснее затем погибели Петра был устроен грот — великой прямоугольный павильон, украшенным шестигранным фонариком, с колоннами и скульптурами. Этакие же скульптуры (Флора, Мореплавание, Архитектура, Удача, Терпсихора, Зефир) скрашивали вход в грот и целый фасад со страны Фонтанки. Стенки и колонны снутри грота имелись выложены раковинами, разноцветными камнями и толченым стеклом. Грот состоял из 3-х залов, соединенных арочными просветами. Посредине зала на великой раковине стояла фигура Нептуна, поддерживаемая тритонами (этот фонтан, так же как и вторые четыре фонтана в залах грота, сиял золотом). Как фонтаны начинали колотить, звучала музыка. Вдоль Лебяжьего канала тянулся партер с узорами из цветов, колоченного кирпича, песка, окрашенного в разные цвета, раздробленного стекла. Тропинки, разделяющие цветник на четыре прямоугольника, имелись посыпаны песком и мелкотолченым разноцветным стеклом. Вокруг партера на сетках висели фонари. Величавые лебеди в пруду Летнего сада В саду цвели ирисы, нарциссы, мальвы, фиалки, гвоздики и др. В оранжерее сада выращивались заокеанские растения. Петр I сам сажал дубы и распорядился сделать питомник дубовых деревьев. На частоколе питомника своими руками прибил указ, воспрещавший портить деревья, а для устрашения ключевой лесничий поставил в лесу около Петербурга виселицы спустя каждые 5 верст. Поперечный канал разделял сад на две доли — 1-ый и 2-ой сад. По мосту спустя канал можнож имелось пройти во 2-ой Летний сад, но не свободно — на половине моста вдруг из его перил и снизу начинали колотить бессчетные струи воды. 2-ой Летний сад за каналом, хозяйственный, скрашивали фруктовые деревья с трельяжами и шпалерами, ягодные кустики. Там имелись оранжерея, дом садовника, беседки, высокая скрытая аллейка и фонтаны. Аллейки второго сада водили к крупному фигурному пруду, где разводили карпов для королевского стола, пруд так и величался Карпиевым. Пруд окружала галерея на 126 столбах. В 1833 году у пруда имелась поставлена изящная ваза из эльфдальского порфира — подарок шведского короля. Летний дворец Петра I На площади Инженерного замка и Михайловского сада размещался 3-ий Летний сад, либо Сад за малеханькой речкой. В нем имелись дворец, пруды, лабиринт, беседка. Вдоль Фонтанки, у самого Летнего замка, росла дубовая роща, одну из прямоугольных площадок занимали подстриженные ели. В ней шла скрытая аллейка (таковых скрытых аллей в саду имелось немножко). В начале XVIII века Летний сад был главным в Петербурге и в Рф образчиком строительного (постоянного) стиля. Все-таки он сохранил черты и российских подмосковных садов, где высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Потому торжественная количество сада занимала половину современной местности, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями — остальную количество сада. В твореньи дворцово-паркового ансамбля воспринимали роль наикрупнейшие архитекторы — Шлютер, Леблон, Земцов, наихорошие профессионалы садоводства — Ян Роозен (бессменно действовал тут целых 13 лет, до самой погибели, совпавшей с годом погибели короля Петра), Илья Сурмин и вторые. Лебяжья канава (Лебяжий канал), связывающий реки Неву и Мойку меж Летним садом и Марсовым полем В Летнем саду отмечались почти все праздничные действия. В эти дни в сад „позволено… всякому чину заходить, не считая тех, которые в сероватых кафтанах, а паче с бородами, оных впущать запрещено“ (для „серых кафтанов“ и для боец гвардейских полков приготовлялось угощение на Царицыном лугу). Забавлялись за торжественным столом в Венериной галерее. Четыре гвардейца носили по саду на носилках водку. Сопровождавшие их майоры заполняли ковши и потчевали целых встречных. От выпивки нельзя имелось отрешаться, по другому содержимое ковша оказывалось у гостя за шиворотом. Затем обильной трапезы в боковых галереях сада начинались танцы и был салют. К половине XVIII века в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов. На центральной обширной аллее фонтаны колотили один за одним. У основного фонтана из белоснежного мрамора с темными плитами по бокам размещалась Царицына, либо Дамская, площадка (тут традиционно посещала Екатерина со близкими дамами). У второго фонтана — Шкиперская площадка с 4-мя столами, за тот или другой традиционно посиживал Петр с иностранными гостями. Вокруг огромного фонтана на Шкиперской площадке имелось четыре боскета. В главном боскете возвышалась скульптура дамы с личиком, закрытым покрывалом. Вокруг нее колотили высочайшие струи воды. Во 2-м боскете размещался незначительный пруд с махоньким островком с беседкой. По пруду плавали редкие породы уток и гусей и малолетний кораблик, на тот или другой катался карлик, шут короля. В ночное пора дворец смотрится не дурнее, чем деньком Немножко далее размещался водопад — мраморный золотой фонтан, увенчанный золотыми вазами. Против грота две радиальные скрытые аллейки водили к площадкам с фонтанами Победитель и Лакоста (имелись построены затем погибели Петра). Необычно занимателен лабиринт на объекта басен Эзопа из скульптурных групп и раздельно быть достойным скульптуры горбатого Эзопа (конструктор Земцов). Этот лабиринт с 31 фонтаном начинался во 2-м Летнем саду, золотая скульптура Эзопа стояла у входа. На каждом повороте дорожек лабиринта, в маленьких бассейнах, обложенных раковинами и мхом, возвышались скульптурные группы: птицелов с соловьем, лев с лисой, лисица с петухом, орел с лягушкой и мышью, павлин с 2-мя соловьями, лев в клеточке с мышью, змей, грызущий наковальню, свинцовая сковорода. И у целых животных и птиц из пасти либо клюва колотила вода. Практически в каждой из скульптур угадывался прототип идущих в ногу со временем героев. Змей, грызущий наковальню, — Карл XII, безуспешно пытающийся одолеть российских; курица, оберегающая родных цыплят от ястреба, — российская армия, оберегающая отечество от шведов, лев в клеточке — побежденная Швеция и т. д. Для тех, кто басен не знал, около фонтанов имелись таблички с объясненьями. В Летнем саду намечалось иллюстрировать статуями 60 басен, но удалось проиллюстрировать едва лишь 31 (в Версале имелось представлено 39 басен). По бокам дорожек лабиринта шли стенки из стриженых растений, в нишах тот или иной имелось определено 32 фонтана. В Летнем саду имелась собрана большущая коллекция мраморной статуи (это чрезвычайно главная компонент для постоянного парка). В основной четверти XVIII века в саду насчитывалось до двухсотен статуй, скульптурных групп, бюстов, тот или другой заказывались и покупались в мастерских Венеции и Рима. Изваянная безызвестным архитектором Венера полтора тысячелетия пролежала в римской свету, пока в начале XVIII века ее не извлекли из земли. С отшибленной башкой и без рук ее покупал агент российского короля в Риме Юрий Кологривов и дал на реставрацию аборигенному архитектору. Но в те поры Папа Римский воспретил вывоз из Италии творений древнего искусства. Потому римские власти, узнав о сделке Кологривова, арестовали торговца, а у реставратора отобрали статую. Но хитрый агент российского короля Рагузинский предложил поменять скульптуру на скелет церковной святой Бригитты, прежней настоятельницы разрушенного монастыря в Пирите (эти скелет оказались у российских затем взятия Ревеля) Папа не мог отрешиться от этакого дара и отдал разрешение выслать скульптуру Венеры в Россию. Что быть может превосходнее куска природы среди гулкого городка Так благодаря усердиям доверенных лиц Петра в саду взяла античная скульптура Венеры (ее определили в центральной галерее на берегу Невы в Летнем саду, а затем погибели Петра I перенесли в грот, в XIX веке скульптура „гостила“ в Королевском Селе, Михайловском и Таврическом замках, потом — в Эрмитаже). Но далековато не у целых Венера вызывала восхищение. Другие, проходя мимо нее, плевались и проклинали короля-антихриста. Неслучайно Петр повелел поставить около скульптуры часового. Для Летнего сада статуи отбирались по смыслу. Аллейки скрашивали бюсты политических деятелей, правителей, римских царей, героев. Некие статуи олицетворяли процветание страны в период царствования Петра I — Правосудие, Милосердие, Слава, Навигация (создатель П. Баратта), Истина (с солнечным диском в руке, эмблемой света и просвещения), Искренность (с рукою на башке льва) Бранные две статуи сделали отец и сыновья Гропелли. Не считая того, древние боги и богини населяли все уголки сада. К примеру, в глубине сада „спит“ Амур, со светильником в руках склонилась над близким возлюбленным кросотка Психея. Можнож имелось встретить в саду Минерву (богиню войны и гос мудрости), Флору, Цереру, Вертуми, Помону. В облике статуи имелись представлены музы, спутницы господа Аполлона, покровительницы искусств (на данный момент осталось лишь три скульптуры). Увлекательна серия Круговорот суток (архитектор Д. Бонацца), состоящая из 4 статуй — Утро, Полдень, Закат, Ночь. Ночь — в звездном покрывале и венке из мака, летучая мышь заняла участок на пряжке ее зоны, у ног расположилась сова Богиня утренней зари — Аврора — бегло ступает по свету, рассыпая на близком пути цветочки. Полдень — щекастый парень с солнцем на лбу и пучком солнечных полупрямых в руке Закат — мускулистый старик, противящийся порывам ветра. У ног старика заглядывающий диск солнца и дурман. Неменьший энтузиазм доставляет и скульптурная группа Мир и изобилие, сделанная по заказу Петра I в 1722 году в честь заключения мира со Швецией (архитектор П. Баратта) Скульптурная композиция состоит из 2-ух дамских фигур. Дама-изобилие изображена с опущенным факелом и рогом изобилия, под ее ногами знамя, щит с башкой горгоны, пушка, барабан. Близко с ней крылатая богиня Победа с пальмовой ветвью в руках. Не считая 2-ух дамских фигур архитектор изобразил в виде льва побежденную Швецию и в облике сокола — победительницу Россию. В Летнем саду множество аллей, по тот или другой можнож с наслаждением походить Еще при жизни Петра был построен 2-ой каменный дворец для Екатерины. В 1725 году близко с ним конструктор Земцов возвел древесное сооружение — залу для „торжествований“ (по случаю брака дочери Петра, царевны Анны, с герцогом Голштинским). В это пора взял и грот. К раскаянию, во 2-ой половине XVIII века он был преобразован в обыденный павильон (в 1777 году во пора наводнения практически целиком разрушен). Но в 1732 году. В Растрелли выстроил на площади данной нам залы одноэтажный древесный дворец для императрицы Анны Иоанновны. Корпус резко выделялось от петровского замка. Направляла на себя интерес центральная количество сооружения, в боковых крыльях имелись устроены спуски к воде. Кромка крыши был украшен наряженной балюстрадой, окна — наличниками. Затем погибели Петра осваивались вторые участки дворцово-паркового комплекса. 3-ий Летний сад предназначался для резиденции Екатерины I. Сад был разбит на прямоугольные участки, на тот или иной росли фруктовые деревья. Украшением третьего сада стал Летний дворец Екатерины I, так-называемые Золотые хоромы (он строился в то же время с Летним замком Петра I, но был разобран во 2-ой половине XVIII века). В 1730-х годах оформилась композиция Летнего сада в участке партера и Лебяжьего канала. Ключевой вход в сад был изготовлен со страны Огромного луга, для чего же спустя Лебяжий канал перекинули подъемный мост. Сходу за мостом раскрывался вид на мраморный амфитеатр с каскадом, декорированным скульптурами и апельсиновыми деревьями в кадках. Здесь же находились две малые сцены. Против амфитеатра, в цветнике, колотил многоструйный фонтан. В 1740-х годах Растрелли выстроил для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец. По богатству декора он затмил все водившиеся в Летнем саду строения и стал главным образчиком стиля барокко в Рф. Его фасад скрашивали ниши, полуколонны, карнизы, фонтаны, планировка помещения усложнилась. Чайный домик в Летнем саду К 40-мтр годам XVIII столетия имелись внесены конфигурации в планировку третьего Летнего сада (он украшается павильонами и сооружениями для аттракционов) и Огромного луга, тот или иной делается Променадом (садом для прогулок). Вход в Летний сад делается со страны Невы. К 70-мтр годам XVIII века постоянные сады замерзли выходить из моды, пришло увлечение пейзажными парками (в их создавалась иллюзия природной, не тронутой рукою жителя нашей планеты природы). Потому Летний сад оказался заброшенным. В согласовании с новейшей модой в нем не стали подстригать деревья. Пострадавшие от периода и непогоды статуи увозили на склады. У оставшихся скульптур взяли неграмотные, вздорные объясненья. К примеру, около бюста старика с рослой бородой можнож имелось найти табличку с именованием греческой поэтессы Сафо, а у скульптуры давней дамы надпись „Авиценна“. Но наибольший вред причинило саду наводнение, тот или другой имелось 10 сентября 1777 года. Затем него из сада пропали фонтаны, не стало поперечного канала и лабиринта Эзоповых фонтанов, погибло самое большее старенькых деревьев. Упавшие статуи разбились. Беседки и трельяж имелись уничтожены. Испорчены имелись оранжерея и грот. Екатерина II начала утрясать новейшую резиденцию в Королевском Селе с пейзажным парком. Летний сад не замерзли восстанавливать. Императрица подарила свинцовые фигуры басен Эзопа близким придворным. Поперечный канал засыпали, оранжерею снесли, декорации боскетов и разбитые фонтаны убрали. Порядок водоснабжения чинить не замерзли. Обломкам статуй, пострадавшим „от непогоды и праздношатающихся людей“, разыскали наиболее „пристойное“ участок — свалку. Все-таки спустя 20 лет взяла сетка, тот или другой разделяла Летний сад от набережной. Ограда обладает высочайший цоколь, тот или иной повторяет плавные полосы набережной. Над ним возвышаются пепельно-розовые колонны, так же как и цоколь, высеченные из гранита. Чугун для ажурной сетки отлили на Тульском заводе, верхние ее доли имелись компенсированы золотом. На рисунке сетки можнож узреть щиты на скрещенных клинках. Основание монумента Крылову скрашивают персонажи его басен Но 7 ноября 1824 года Нева вновь вышла из берегов. На фасаде Летнего замка, на вышине половины окна основного этажа, можнож созидать бронзовую дощечку с пометкой степени воды в саду во пора этого наводнения. Для ликвидации последствий стихийного бедствия потребовались годы. Полуразрушенный грот был перестроен в 1826 году архитектором К. Росси в Кофейный домик. Росси сохранил внутреннюю структуру грота. Это одноэтажное прямоугольное корпус с басистым куполом и стальной кровлей имелось декорировано скульптурными барельефами и окружено металлическими цветниками-треножниками. В 1820-х годах возникает и сетка со страны Мойки (конструктор Литр. Шарлемань). Само собой разумеется, она уступает по близкой художественной ценности Невской ограде. Но благодаря ее незначительный вышине можнож и за рубежами сада наслаждаться Карпиевым прудом и тенистыми аллейками Ее украшением останавливаются слои копий и пик, скрещенные клинки и щиты с изображением башки горгоны Медузы. В 1827 году Шарлемань выстроил в саду древесный Чайный домик, тот или иной по формам не различается от идущих в ногу со временем ему каменных домов. В 1833 году против ворот новейшей ограды взяла ваза из розового эльфдальского порфира, вышиной практически 5 мтр (подарок Николаю I от шведского короля Карла Иоанна XIV). Равномерно Летний сад перевоплотился из императорской резиденции в сад для прогулок мещан. Ежели по указу 1755 года разрешалось навещать сад дважды в недельку и в торжественные дни, то к XIX столетию доступ в сад стал наиболее беглым, все-таки нехорошо одетому простолюдину вход был все одинаково запрещен. В Летнем саду в процесс итого XIX века раз в год улаживали смотрины купеческих невест. Тут посещали почти все знаменитости. В 1833–1834 годах Пушкин жил на Пантелеймоновской улице. Он густо заглядывал в сад в семейных туфлях и халатике. В шуточку поэт именовал сад так же, как и Петр, — мой огород. Статуя "Амур и Психея" (неведомый итальянский архитектор, баста XVII века) По аллейкам Летнего сада гуляли Тютчев, Гончаров, Гаршин, Куприн, Чайковский, Серов, Установка, Маяковский… Неслучайно 1-ый в городке монумент Крылову взял в 1855 году конкретно в Летнем саду. Статуя усталого сидячего баснописца размещена на высочайшем гранитном постаменте, вокруг нее разместились герои басен — ворона и лиса, медведь, петушок, волк и овца, лев. Сделал монумент П. Клодт, создатель вздыбленных жеребцов на Аничковом мосту. Во 2-ой половине XIX века сетку со страны Невы свирепо искалечили в память о расчудесном спасении короля. 4 апреля 1866 года в четыре часа дня в Александра II, выходящего из сада, стрелял студент Столичного института Дмитрий Каракозов. 3 сентября 1866 года Каракозова наказывали, а сетку искалечили. В ее центре, на площади наибольших ворот, выстроили несуразную мраморную часовню. Двое старенькых малых ворот поставили близко с часовней (ее разобрали в 1931 году). Затем Октябрьской революции Летний сад замерзли приводить в порядок (к примеру, посадили линиями юные липы). Америкосы давали русскому правительству поменять сетку Летнего сада на паровозы, но ограду иностранцам не дали. В 1931 году имелось принято заключение вернуть в начальном облике великую ограду, но потому что отыскать сшибленные центральные ворота не удалось, заместо их поставили очередное, доп звено сетки. "Аполлон Бельведерский" (статуя затем реставрации) В 1934 году в Летнем замке открылся музей основоположника городка. В 1940 году у Лебяжьего канала был наполовину восстановлен партер из цветов (по архивным рисункам XVIII века), реставрировано самое большее мраморных статуй. А иной раз началась Большая Отечественная война, мраморные скульптуры опустили в траншеи, засыпали их песком и миром, сверху посеяли травку, монумент Крылову закрыли мешками с миром и древесными щитами Экспонаты Летнего замка Петра I вывезли на Урал. Глубочайшие траншеи для убежища от бомб имелись проложены искренне по газонам и дорожкам сада. Партер вскопали под огород (заместо цветков замерзли растить свеклу и картофель). Затем окончания войны в краткий срок ленинградцы вернули довоенный вид Летнего сада. В 1961 — 1964 годах имелись проведены старшие реставрационные службы в Летнем замке-музее Петра I. В ходе архитектурно-археологических изысканий 1974–1978 годов имелись раскрыты фонтаны на основной аллее, фонтаны в былых „зеленых кабинетах“ около грота и вторые. В 1982 году имелось принято заключение о подмене статуи копиями (подлинники будут экспонироваться в закрытых зданиях). Скульптурная композиция "Мир и изобилие" Затем Большой Отечественной войны конструктор Т Дубяго предложил чертеж реставрации Летнего сада, сверстника городка, к его 250-летию. Благодаря чему проекту был бы сотворен единый в близком роде сад-музей (он находится у Смольного). Новейший сад — с фонтанами, клумбами из роз, с подстриженными четырехугольными и законченными кронами деревьев, с открытыми, пересекающимися под искренним углом дорожками — подсказывает юный Летний сад, каким он был самое большее лет тому назад. Летний сад на карте: |
// Комментарии (0)