Версаль (Франция, Версаль)Людовик XIV поставил целься представить целому миру безусловную, обожествленную власть короля. Данной нам цели, по его воззрению, мог бы служить искусно отделанный громадный дворец. В Париже таковой дворец терялся бы посреди корпусов, оттого повелитель, ворчливый иными родными замками (Лувром и Тюильри), в 1660 году решил перестроить охотничий замок в Версале, сооруженный для Людовика XIII в 17 км от Парижа, в шикарный дворцово-парковый ансамбль.Стройка началось в 1661 году и длилось немного десятилетий. Основным архитектором Версаля был Луи Лево (1612–1670), позже — Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708). Оформлял парки Андре Ленотр (1613–1700). Шарль Лебрен (1619–1690) выполнил практически всю планировку парка, а также ему принадлежат идеи почти всех скульптур и фонтанов, проекты интерьеров замка. В садах Версаля просматривается педантичная аккуратность Версаль воплощает борьбу 2-ух начал. Это знак пиршества безусловной монархии и монумент величия Франции, демонстрация богатства и контраста французской государственной культуры баста XVII века. Основным большим творением Ленотра (в содружестве с конструкторами Луи Лево и Шарлем Лебреном) был парк в поместье, принадлежавшем министру денег Франции Фуке, Во-ле-Виконт. В этом парке проэктировщик в первый раз употребил трехлучевую композицию. Не считая того, Ленотр сделал до Версаля парки и сады Тюильри, Марли, Сен-Клу, Шантильи, Со и др. Но превосходнейшим его творением рассчитывается Версальский парк (1662–1700). Под его управлением осушили болото, переместили бугры, вырыли канал, к тот или другой отвели воду из рек Сена и Эро. Против замка проложили просеку, небольшой лес выкорчевали. Из Нормандии и Фландрии привезли деревья — грабы возвышением 4–5 мтр. Они образовали высочайшие подстриженные стенки аллей и боскетов. В саду поставили временные статуи, высеченные из известняка. Скульптура Дианы (римская мифология - богиня флоры и фауны, олицетворение Луны) 10 лет спустя в еще не оконченном парке повелитель устроил большущий праздничек, длившийся три дня (7–9 мая 1664 года). Но лишь 20 лет спустя парк был окончен. Природно, ядром комплекса прибывает дворец: от него опускаются террасы, отступают аллейки, к нему сходятся три пространных, открытых лучевых проспекта городка. Средний проспект ведет в Париж, два остальных — в царские дворцы Сен-Клу и Со. Полукилометровый фасад замка, обращенный в сторонку парка, подчинен точному ритму. Нижний этаж представляет из себя мощный цоколь. Торжественный этаж зрительно разделен горизонталями. 3-ий этаж незначительный, в облике аттика. Более старую количество замка сочиняет охотничий замок Людовика XIII. В центральном корпусе находились залы для пиров и праздничных приемов, большая Зеркальная галерея, два квадратных угловых кабинета — залы Мира, Войны (с огромным округлым барельефом Людовика XIV в виде старого бойца службы Антуана Куазевокса), а также залы Марса, Аполлона и собственные спальни короля и царицы. В крыльях строения располагались комнаты для родственников царской семьи, придворных, министров и авторитетных гостей. К один-одинехонек из крыльев строения прилегает дворцовая капелла. В 2-ух самостоятельных корпусах имелись размещены дворцовые занятия. Длина паркового фасада — 640 мтр. "Зеленоватый коридор" Для отделки внутренних помещений в стиле барокко имелись применены дорогие вещества, декоративная живопись. Центральное площадь во замке принадлежит Зеркальной галерее (73 мтр в длину, 10,6 мтр в ширину, 12,8 мтр в возвышение) с прилегающими к ней квадратными гостиными. Внутреннее место галереи иллюзорно расширено зеркалами, размещенными в нишах против 17 окон. Она декорирована мраморными пилястрами и лепным карнизом. Росписи потолочного плафона, сделанные Лебреном, восхваляют действия Людовика XIV в период с 1661 по 1678 год. Спустя арочные просветы галереи раскрывается вид на ключевую аллейку парка. Иной раз-то Большущую галерею скрашивала серебряная мебель, тот или иной в 1690 году имелась переплавлена на монету. С 1682 года Версаль стал неизменной резиденцией короля. Дворец проектировали архитекторы Луи Лево и Ж. Ардуэн-Мансар. Творцы скульптур замка и парка — Марси, Тюби, Лонг, Жирарден. В оформлении дворцово-паркового ансамбля встречали роль живописцы Мтр. Брен и Юбер Робер. Водоснабжение фонтанов моделировал Пьер де Франсини. Строительный ансамбль Версаля дополняло построенное в парке по проекту Ардуэн-Мансара одноэтажное корпус Большущего Трианона (1687–1688) — интимной царской резиденции. Дворцовый парк с фонтанами, бассейнами, увенчанными статуями, раскинулся практически на 100 гектарах. Ограда, его окружавшая, протянулась на 43 км. Парк украсили 1400 фонтанов и наиболее 2 тыщ ваз и статуй. Архитектура Версальского замка доблестна заинтересованности Творцы книжки „Парки мира“ отмечают: „Планировка Версальского парка обладала родные прототипы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка разыскала использование теснее в Во-ле-Виконт. Новеньким в Версале водилось то единство пространственного умысла, тот или другой соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение целым сопряженным с нею координатам… Дворец и парк — это вроде бы превосходная карта, развернутая у ног ее собственника. Сиим поступает глубочайшее отличие Версаля от итальянских парковых зон эры барокко. Не должно размышлять, что Версаль был рассчитан лишь на восприятие „с птичьего полета“. Быть достойным с балкона спуститься вниз — и зрелище решительно изменяется. Тут выступает 2-ой нюанс Версаля, его новое восприятие. Квадраты прекращают водиться квадратами, они в перспективе обращаются в сильно вытянутые ромбы и трапеции. Предметы, тот или другой сверху выглядели расставленными в пространстве один-одинешенек вблизи с вторым, сейчас сближаются, и будто, что они заслуживают один за одним. Охват единичным взором большущего места был чуть ли не ключевой задачей Ле-нотра… Типичная открытость, незамкнутость светло выражены в генеральном композиционном плане Версаля. Веерная композиция положена в основание планировки парка: созерцатель поминутно оказывается на перекрестках лучевых аллей, тот или другой открывают перед ним соблазнительные пустили. При всем этом должно увидеть, что по мере удаления от замка отрезки отдельных долей планировки делаются знатнее, просторы все пространнее и пространнее. Эта „обратная перспектива“ рождает воспоминание возрастания пространственного ритма“. Быть достойным отметить, что Ленотр тут в первый раз сделал планировку аллей, расходящиеся из центра сходственно полупрямым солнца, а не под искренним углом. Фонтан Аполлона „В отличие от архитектуры фасадов замка, не лишенных немного барочной репрезентативности, а также перегруженных украшениями и позолотой интерьеров, сделанная Андре Ленотром планировка Версальского парка, тот или другой прибывает более выдающимся образчиком французского постоянного парка, выдается дивной чистотой и гармонией форм. В планировке парка и формах его „зеленой архитектуры“ Ленотр — более поочередный выразитель эстетического эталона классицизма. Он лицезрел в естественном окружении объект мудрой людской деятельности. Природный ландшафт Ленотр преобразует в безукоризненно светлую, оконченную архитектоническую порядок, основанную на идее разумности и порядка“, — читаем мы в книжке „Искусство Франции XVII века“. Версальский парк различает единство умысла. В книжке отмечается: „В основание планировки положено и наглядно подчеркнуто рассудочное, математическое начало. Мысль повиновенья природы людской идеи пронизывает все теория версальских садов: аллейки сочиняют очертания правильных геометрических фигур, склоны бугров преобразуются в террасы и ступени, деревья и кусты встречают форму конусов, вода ложится ровненькими плоскостями, заключенными в мощные рамы („водяные партеры“), либо поднимается в фонтанах ввысь в облике колонн либо арок“. Вид на парк раскрывается со сторонки замка. От ключевой террасы обширная лестница ведет к фонтану Латоны, а окаймленная стрижеными деревьями Царская аллейка — к фонтану Аполлона с округлым бассейном. Композиция Царской аллейки завершается уходящей далековато к горизонту громадной аква поверхностью крестообразного канала и то сходящимися к ключевому проблеску, то расходящимися от него перспективами аллей, обрамленных стрижеными деревьями и боскетами. Ленотр придал парку западно-восточную ориентацию, по этому проблески восходящего солнца отражаются в Крупном канале и бассейнах. Ферма Марии-Антуанетты Итак, парк начинается теснее у самого замка. Тут на песочной площадке стояли вазы Войны и Мира. Две обширные мраморные ступени водят вниз к двум бассейнам, обрамленным гранитом и увенчанным скульптурами, олицетворявшими реки Франции — Луару и Луар (службы Реньо-дена), Сону и Рону (службы Тюби), Марну и Сену (службы Леонгра), Гаронну и Дордонь (службы Куазевокса). От бассейна следует обширная мраморная лестница вниз, к подковообразной террасе с цветником в центре. В центру цветочного партера размещен фонтан с 3-мя бассейнами, увенчанный фигурой Латоны (мама господа солнца, искусств и науки Аполлона и богини охоты Артемиды), изваяниями лягушек и ящериц, выкидывающими струи воды. За фонтаном Латоны разбит газон (длиной 600 мтр, шириной 60 мтр), окаймленный 2-мя дорожками с мраморными статуями и прямоугольными стенками подстриженных деревьев. В глубь парка ведет Царская аллейка, названная потом Зеленоватым ковром; за Латоной показывается округлый бассейн Аполлона. Далее тянется пространный канал с 2-мя рукавами. Запирают парк за 3 км от замка, у царской сетки, пирамидальные тополя. Отдельного рассказа заслуживают боскеты (боскет — от французского „роща“). В их можнож попасть, ежели идти от фонтана Латоны по одной из пространных аллей. Проход в боскет раскрывается нежданно спустя полукруглую арку из листвы. Так можнож очутиться в истинном зале из листвы деревьев, с амфитеатром дерновых скамеек… Вечерком тут поджигали бессчетные электросветильники на ступенях амфитеатра и плошки в облике цветов, подвешенные к веткам деревьев. Скульптуры вокруг бассейна, склонного у замка В боскете Зеленоватый театр размещались площади для созерцателей, в зеленоватых стенках имелись устроены ложи. Три аллейки скрашивали фонтаны и позолоченные статуи. Н. Верзилин тщательно обрисовывает убранство боскетов: „В боскетах площадку и фон клумб посыпали цветным песком либо выстилали фарфором. На клумбах можнож водилось созидать изящный набросок из цветного стекляруса и заместо живых цветов — искусно изготовленные из севрского фарфора. Бриллиантовые струи фонтанов, зелень, мрамор и золото статуй, цветочные ковры боскетов сочетались с разноцветными голубыми, розовыми, зеленоватыми, бархатными и шелковыми кафтанами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. И платьица дам с обширными пышноватыми юбками, сияющие драгоценностями, отлично гармонировали с роскошью ленотровских боскетов“. В саду цветочки цвели совершенный год. Чтоб Людовик XIV не лицезрел вянущих цветов, их выращивали в горшках (Ленотр обладал в распоряжении до 2-ух миллионов горшечных цветов). Версальский парк насыщен статуей — скульптурами, группами, вазами, гермами, фонтанными группами, разными по духу. Посреди скульптур встречаются анималистические группы, мифологические фигуры (Аполлон, Бахус, Меркурий, Силен и др.). Венера службы Куазевокса производит воспоминание исполнительной копии старой статуи. Более впечатляет Аполлон на солнечной колеснице, верховодящий шестеркой лошадок, и гигант Энкелад, на тот или иной богиня Афина обрушила гору. В год Версаль навещает немного миллионов человек Скульптура Соны, сделанная на базе древних прототипов, скрашивает водяной партер перед замком (все фигуры рек представлены празднично возлежащими). Скульптурные группы, скульптуры, гермы и вазы с рельефами запирают перспективы аллей, обрамляют площади, смешиваются с фонтанами и бассейнами. В Версале самое большее фонтанов. К примеру, в боскете Лабиринт водилось 39 фонтанов со статуями животных из басен Эзопа. Был в Версале к тому же фонтан в облике дерева, из жестяных листьев тот или иной нежданно выбрасывались струи воды. Целая цепь фонтанов посвящена иносказательному прославлению Людовика XIV — „короля-солнца“, тот или иной современники сопоставляли с всевышним солнца Аполлоном. Фонтан Латоны посвящен детству Аполлона и его мамы Латоны. Грот Аполлона, тот или другой тоже был фонтаном, ведает о отдыхе господа солнца на дне моря, в окружении нимф. Бассейн Аполлона показывает возникновение солнечного господа из воды на колеснице, запряженной лошадьми. Фонтан Колесница Аполлона — центральный. Вода бьет по обеим сторонкам статуи и сзади колесницы. При Людовике XIV достаточно тяжело водилось обеспечить 1400 фонтанов водой: они призывали в час 62 тыщи декалитров (акведука, поставлявшего воду из реки Бьевр, оказалось недостаточно), оттого в Марли, на пути из Парижа в Версаль, имелась сооружена порядок забора воды из Сены. Цветочная радуга 18 июля 1668 года состоялся пышноватый праздничек, гости с этого дня могли восторгаться очередной шикарной новостью версальских садов — водоемами и фонтанами. Современников очаровывали Водяной буфет с посудой в роще Мара, боскет Этуаль, тот или другой также именуют Водяной горой, Округлое, Лебединое Совершенное озера. Порядок забора воды в Марли оказалась недостаточной, и возник план сконструировать отводной канал от реки Эр. Правда, от этого плана повелитель обязан был отрешиться из-за громадных издержек на войну, а также из-за бессчетных хворей и смертей рабочих (тому виной имелись томная занятие и болотные испарения). Старшие фонтаны решили приводить в деянье едва лишь тогда, иной раз на их глядит повелитель. Большущий канал (1600 мтр длиной и 60 мтр шириной) крестообразной формы был облицован мрамором. По каналу устраивались прогулки на намеренно выписанных из Венеции гондолах с гондольерами. Хозяйство Версаля отражало вкусы тех пор — пристрастие к экзотике и энтузиазм к природным наукам. Кроме молочной фермы, псарни, курятника оно включало восемь двориков, созданных для содержания страусов, слонов, газелей. Скульптура Людовика XIV в Версале Ленотр погиб в 1701 году, и парк Версаля понемногу прибывал в запустение. Неподстриженные деревья разрастались. Равномерно грабы имелись изменены дубами, кленами и липами. Лабиринт и иные боскеты пропали, почти все декорации парка, скульптуры и фонтаны имелись сломаны и уничтожены. Романтики корили создателей Версаля в том, что они не ощущали природы. О вкусах, как не тайна, не спорят. Почти всем мощным мира этого хотелось обладать парк, схожий на Версальский. Парки в стиле Ленотра имелись сделаны потом в Шёнбрунне, Ганновере, Дрездене, Потсдаме, Мюнхене. Почти все сады в Великобритании и на данный момент сохранили ленотровский стиль подстрижки деревьев. А во Франции практически все парки при замках имелись сделаны либо переделаны Ленотром. Версаль на карте: |
// Комментарии (0)