Сайходзи (Япония, Киото)Наистарейшем из сохранившихся дзэнских садов — сад монастыря Сайходзи в Киото. Это сад мхов, основанный в 1339 году, а правильнее огласить, переделанный из пейзажного сада, приблизительно монахом-живописцем Мусо Кокуси (либо Мусо Сосэки). Сайходзи вместе с бездушными садами Месиндзи и Реандзи иметь отношение к школе Тэнрюдзи.В XIV–XVI веках начинается новейший шаг развития изобразительного искусства, искусства аранжировки цветов, театрального искусства. Изменяется и отношение к садово-парковому искусству. Основным делается этакое запрос: сад обязан быть виден вне, а насладиться им можнож, не выходя из жилища. В это пора величайшее воздействие на становление садово-паркового искусства оказала буддийская секта дзен (созерцание). Генеральные идеи этого учения зародились в Индии. Заинтересованность представителей учения дзэн водилось ориентировано на природу не только лишь мира вокруг нас, да и жителя нашей планеты, в частности на его внутренний мир. В учении дзэн крупное значение придавалось искусству, потому неслучайно дзенские монастыри замерзли центрами средневековой культуры. Дзенские сады создавались как модель мироздания, воплощающая генеральные массы природы. По собственной сущности они чрезвычайно недалёки к красочным пейзажам. Незапятнанный лист бумаги ландшафтного конструктора — площадка, засыпанная галькой, а живописец восоздает на ней цветовые объемы. Почти все сады размещались тогда вблизи с храмами, в уединенных участках и величались садами мхов. Мох был основным декоративным ингредиентом этакого сада. Он покрывал свет, камешки, пни, стволы деревьев. В центре сада размещалось незначительное озеро с островками, линии тот или другой сочиняли иероглиф „сердце“ (это символизировало погружение в природу). Сад мхов Сайходзи, склонный на окраине городка и окруженный низкой оградой, отвечает цельным сиим запросам. Мхи в этом саду — основное действующее особа (там собрана живая коллекция из 50 обликов мхов). Они покрывают давние камешки, стволы деревьев. Д. В. Тер-Аванесян строчит: „Территория сада обладает волнистый рельеф, перерезанный природными ручейками, творящими влажность земли. Умышленно посаженные деревья кидают тень на свет, тот или другой возмещена крупными куртинами многообразных обликов мхов. Издали как будто, что мир в пестрых заплатах из ясно-бардовых, желтоватых, мрачно-зеленоватых со цельными цветами, сероватых, белесых и иных цветов мхов. За ими водят научные наблюдения, их изучают, и эта богатейшая коллекция дополняется. Мы длинно ходим по дорожкам необыкновенного сада и пытаемся запечатлеть виденное“. Сайходзи размещен на 2-ух площадках — верхней с садом камешков (нынче перестроен) и нижней с садом мхов. Верхняя композиция представляет из себя бездушный пейзаж с поднимающимися камнями и символизирует космогоническую панораму природы. Нижняя — наиболее сдержанная по нраву, доставляет наиболее камерную картину. Тут можнож созидать мягенький ковер мхов, тропинки с плавными поворотами, водящие к Золотому пруду в форме иероглифа „син“ (сердечко). В верхнем саду размещен каскад с 3-мя ватерпасами. Н. Николаева строчит: „Массивные камешки, возмещенные голубоватыми, коричнево-сероватыми, ржавыми пятнышками лишайников, символизируют превосходные горы, вроде бы сжимающие стремительный и бурный поток. Тут выделяются и встречаются две основные массы природы, олицетворяющие положительное и негативное начала — ян и инь, они выражают единство и борьбу космических сил, непрерывность движения и его постоянство“. Разговаривают, что один-одинехонек из камешков у каскада связан с именованием правителя Стране восходящего солнца XIV века Асикага Есимицу (он навещал монастырь и длительно посиживал на этом камне, рассматривая сад, на данный момент этот камень так и именуется — камень созерцания). Н. Николаева отмечает: „Нижний сад — мир тишины, покоя, мягенького всепронизывающего зеленоватого света, проникающего через ветки деревьев с небольшой листвой и отражающегося от мягенького бархата мхов, затянувших не только лишь свет, да и камешки, стволы деревьев и острова в пруду. Спустя сад проложена дорога, и перемещение по ней равномерно открывает одну за иной непринужденно вольные, как в природной роще, композиции из больших и густых, искренних и изогнутых деревьев, из громадных скал и небольших камней“. В нижнем саду можнож созидать пруд, разбитый горами-островками, подсказывающими корабли. Тот, кто прибывает в сад, обязан идти по данному маршруту, потому целостная картина от увиденного складывается у гостя равномерно изменяется. К. Симонов в „Рассказах о японском искусстве“ строчил: „В Стране восходящего солнца могут огласить, „сад деревьев“, „сад камней“, „сад воды“. И то, и второе, и третье — деревья, камешки, вода — неотъемлемые составные доли японского сада. Но в саду деревьев основное — деревья. В саду камешков основное — краса их расположения, искусство их подбора, и эта краса только дополняется красой деревьев, красой воды. Сад воды. Это пруды и заводи, ручьи и ключи, струйки и водопады. В парке поражало глаз собственной непривычной красой переливавшееся кругом — не знаю, как по другому выразиться, — разноцветное бешенство мхов, в парке водились великолепны и камешки, из тот или другой на склоне холмика был устроен целый каменный водопад с потоками из камешков, с каменной струей и каменными брызгами“. Естественно, воспроизвести сад мхов, к примеру, в средней полосе Рф достаточно трудно, потому что большая часть обликов мхов нехорошо выносит долгое пересушивание. Неслучайно потому моховое садоводство показалось в старой столице Стране восходящего солнца — Киото, где климат даже по японским меркам квитается чрезвычайно мокроватым. Все же вероятности для развития мохового садоводства есть и в Рф, к примеру под Санкт-Петербургом. Мхам хватить маленького покрова грунта. Потому мхи можнож употреблять для маскировки водопроводных люков, иных установок, куч строительного мусора, бетонных плит, тенистых стенок. Для этого сооружения покрывают щитами, на их располагают мхи (кстати, в Стране восходящего солнца пенопластовые лотки со мхами продаются на цветочных базарах, позже мхи рассаживают из лотков в саду либо помещают в приготовленные участка искренне в лотке). Мхи будут веселить собственной зеленью законченный год, ежели за ими верно ухаживать. Они добро плодятся вегетативно, потому разрезанные на незначительные фрагменты и разложенные по поверхности земли почти все из их теснее спустя немного недель принесут превосходную поросль, вот тогда их можнож пересаживать в искренний грунт. Превосходнейшее площадь для мхов там, где преимущественно тени с северной страны от жилища, всеобщего забора и др. Не заслуживает располагать вблизи со мхами цветники (мхи могут соперничать с цветами только на обедненных песочных почвах либо каменистых участках), превосходнее окружить экий сад хвойными деревьями, камнями. Поначалу моховой сад поливают достаточно нередко, но иной раз появляется сомкнутый покров, полив увольняют. Нельзя употреблять для мхов удобрения, необычно азотные. Сайходзи на карте: |
// Комментарии (0)