Реандзи (Япония, Киото)В саду монастыря Реандзи, в старом Киото, нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни один-одинехонек цветка, вообщем никакой растительности. Тут едва лишь камешки и песок, исполняющие значение знаков. И это можнож разъяснить традициями японской художественной культуры, в тот или иной символика, абстракционизм занимали особенное площадь. Вывод этого сада основывается на выражении понятия бессодержательности, чистоты. Оно впрямую соединено в дзенском учении с отрешенностью созерцания.Сад монастыря Реандзи размещается на незначительный ровненькой площадке 19 мтр на 23 мтр. Он присоединяется к террасе жилья настоятеля и отграничен от наружного мира стенкой, над тот или иной поднимаются верхушки хвойных деревьев. Снутри сада нет деревьев, но за рубежами монастыря их много Ключевой вещество — пятнадцать черных большущих камешков горного происхождения, легко объединенных в отдельные группы, и белоснежный морской песок. Камешки лежат так, как они иной раз-то лежали в горах, и образуют макет архипелага. Песок, окружающий их, символизирует морскую стихию (неслучайно по нему древесными граблями проведены борозды — параллельные полосы на поверхности гравия и извивающиеся вокруг камешков). Едва лишь островки зеленоватого мха, проросшего на камнях и песке, — „посланники“ живого мира, смягчающие классическую монохромию пейзажа. Создатель рельефа — Соами — жил в XIV веке. Непременно, его различает высокое чувство ритма, цвета. Но некие приписывают авторство Хококаве Кацумото, тот или иной выстроил этот сад в 1473 году. Разговаривают, что он, находясь под воздействием буддийской философии, проповедовал аскетизм, тщетность человечьих действий, философию непротивления злу, идеализм. Кацумото мог часами глядеть на этот белоснежный песок и камешки, пытаясь отыскать верный ответ на постоянный вопросец: „Что глодать истина?“ В стиле символизма выполнен и парк храма Дайсэнин храмового ансамбля Дайто-кудзи, в тот или другой также подходящим образом размещены на небольшом участке мира камешки. Лишь тут средством композиции решается вторая задачка — необыкновенное оформление бурной реки, текущей в узком ущелье. Созерцание сада камешков нужно для осознания мира и себя самого Вековые традиции разыскали отражение и в архитектуре современной Стране восходящего солнца. В духе старых зодчих действуют ландшафтные дизайнеры. Какой-то из них — Седо Судзуки. При разработке сада Хасуда в Киото он засыпал маленькую площадку округлой формы большим гравием, а в центре расположил 3-мя группами семь крупных камешков. Один-одинешенек камень в средней группе огранен в форме параллелепипеда, у других — ровненькие срезы смешиваются с необработанной поверхностью. Эта композиция имелась названа „Архипелаг“, и в ней верно выражена таковая объект, как перелом образного воображения. При облике этого сада возникает ассоциация со известным садом камешков в монастыре Реандзи в Киото. Но сходство, быстрее, лишь наружнее, потому что Седо Судзуки пробовал решить совершенно вторую задачку, ежели дзенские профессионалы. Сад камешков ориентирован наиболее на духовное наслаждение, чем на эстетическое Искусствовед Грам. Шишкина отмечает: „Архипелаг“ — снаружи расслабленно-уравновешенное творение, в то же пора оно владеет внутренним драматизмом, выражающим образ некоего катаклизма. Цилиндрические столбики различной возвышения, врытые по обеим граням центральной композиции, рукотворной обработанностью невольно подсказывают символические остатки некоторых сооружений. Визуально они перекликаются, невзирая на разность масштабов, с совершенными столбами, поддерживающими древнейшие синтоистские святилища в Исэ, Идзумо либо сокровищницу Сесоин в Нара. В этом можнож усмотреть метафору утраты отношения с старым прошедшим. Но благодаря беглому абстрактному заключению совместного плана нет устойчивой навязчивости трактовок, и привязка к Стране восходящего солнца здесь же может смениться другими размышлениями. Главно и показательно, что композиция, кроме очень красивого и выразительного наружного плана, владеет полноценной внутренней содержательностью никак не пессимистического толка. Создатель, как живописец, изобразил на „полотне“ гравия отвлеченную „картину“, отражающую не Вечность, а определенное состояние в определенный причина, поместив ее в „раму“ из узенькой полосы газона с низкими кустарниками, за тот или другой возвышается декоративная ограда из ясных буковых стволов“. Архитектура монастыря достаточно сдержанная Седо Судзуки, применяв традиции образной символики, соответствующие для государственного садового искусства, решил задачку совершенно по другому — с позиции современного дизайна, в чисто персональной интерпретации. Кстати огласить, в „Книжке садоводства“, сочиненной в XI веке, как разов говорится о том, что совместно с исследованием природы и занятий предшественников профессионалы садов обязаны выражать и собственные взоры и вкусы, так как не есть жестко данных образчиков либо ограничений для творческого самовыражения. Иной современной аналогией сада камешков в Реандзи может служить и сад храма Тофукудзи — Регинтэй (Сад дракона) в Киото. Он был сотворен в 1955 году проэктировщиком Мирэем Сигэмори. Сигэмори выложил площадку гравием темного, белоснежного и пары цветов сероватого цветов. Для сечения цветовых зон создатель употреблял полукруглые каменные валики. Формы камешков делают чувство интенсивного движения — они горизонтальные, в облике острых пиков и вытянутые по вертикали. Цукубаи - незначительное бассейн для ритуального омовения рук С правой страны сад отгораживает дощатая стенка из ровненьких, непроницаемо пригнанных дощечек кофейного цвета, на тот или другой наложены фрагменты большущих концентрических квадратов, сделанные из числа тех же дощечек. Правда, дощатое огораживание, присоединяющееся к монастырской глинобитной стенке, смотрится достаточно инородно. Американец Стефен Эддисс, спец по японскому искусству, считает: „По сопоставленью с Реандзи, эстетика тот или другой, основанная на спокойствии и строгости, содействует погружению в состояние внутреннего созерцания, Регинтэй как будто принуждает нас встать, оглядеться и ощутить множество мира вокруг нас. По возможности, контрасты 2-ух „сухих“ садов отражают два нюанса дзенского сознания — размеренный и динамичный“. Реандзи на карте: |
// Комментарии (0)