Храм королевы Хатшепсут (Египет, Луксор)Воды Нила разделили Старый Египет на две доли: восточную и западную, на королевство живых и королевство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и непомерные храмы, восхваляющие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась работа в честь погибших и обожествленных фараонов…К таковым заупокойным храмам, вырубленным в горах западного берега Нила, касаются два колосса Старого Египта: храм королевы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Большого, наиболее узнаваемый под заглавием Абу-Симбел. Храм королевы Хатшепсут Королева Хатшепсут (верховодила в 1525–1503 годах до н. э.) водилась супругой фараона Тутмоса II. Опосля погибели супруга она узурпировала трон, лишив престола законного преемника – свойского пасынка Тутмоса III, тот или иной, как квитается, был рожден от дамы нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в равнине Нила велись значимые строй службы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Возможно, Хатшепсут устремлялась тем обессмертить близкое имя. Забегая вперед, так, что данной нам ей не удалось – судьба, как досадно бы это не звучало, жестоко отомстила царице… Стройку заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный конструктор Сенмут. Взводя храм, Сенмут заготовил в нем скрытую гробницу и себе, и оставил в один-одинехонек из потаенных уголков личный портрет. Храм Хатшепсут был построен вблизи с храмом фараона Ментухотепа I, тот или иной почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Возможно, тем королева жаждала выделить близкое право на оккупированный ею в обход законного преемника престол. Настоящее местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское заглавие Дейр-эль-Бахри. По близким непомерным размахам и изобилию декоративных украшений этот храм превосходит все остальные сходственные сооружения Старого Египта и резко выделяется из целых храмов Старого Египта. Статуя королевы Хатшепсут Храм Хатшепсут иметь отношение к разновидности полускальных – наземные помещения смешиваются в нем со святилищем, вырубленным в горах. Храм состоит из 3-х террас-ступеней, возвышающихся товарищ над приятелем и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах водились устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму скрашивали сфинксы с портретными котелками королевы Хатшепсут в виде господа Осириса. Сфинксы водились ясно раскрашены – тело и личность желтоватые, борода голубая, головная повязка полосатая, красно-зеленоватая. Пьедесталы скрашивали рельефы, изображающие связанных пленников. Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стенкой, увенчанной каменными изображениями соколов со знаками королевской власти. С запада двор запирает 22-колонный портик, разбитый в центре лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по странам портика возвышались колоссальные, 8-метровой возвышения, фигуры королевы Хатшепсут в виде господа Осириса. Портик скрашивают раскрашенные рельефы, изображающие королеву Хатшепсут, попирающую недругов и приносящую жертву господу Амона. Тут же можнож созидать сцены военных парадов, вереницы рабов, эпизоды строительства. Античные надписи на стенках храма Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Иной раз-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную количество террасы также скрашивает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенках портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни королевы Хатшепсут. Вот мама имеющейся правительницы Египта, королева Яхмос, смешивается браком с всевышним Амоном-Ра (по сути папой Хатшепсут был фараон Тутмос I). Дальше – сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации, получения благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном баста террасы изображены рельефы, рассказывающие о экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большая часть исследователей, под государством Пунт должно осознавать восточное побережье Африки. Возможно, эта же страна водилась в древности знакома жильцам Близкого Востока под именованием Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях – приемлимо африканские сюжеты. Лестница, водящая на верхнюю террасу, украшена статуями циклопических кобр, на спине каждой из тот или иной посиживает сокол. Это – геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красноватого асуанского гранита. Вход в святилище Верхняя терраса предназначалась для ключевых храмовых ритуалов. Тут находится вход в вырубленное в горах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища приходит портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из тот или иной некогда стояла монументальная скульптура королевы. Эти непомерные скульптуры водились видны далековато с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Тут же находились немножко малолетних храмов-молелен. В южном крыле портика размещалось святилище богини Хатор – покровительницы королевы Хатшепсут. В глубине за колоннадой портика раскрывается мистический лабиринт вырубленных в горах подземных залов. Их полы залов водились выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стенки скрашивали граненые колонны, а своды покрывали ясно раскрашенные рельефы. Вход в основной зал обрамляли трехметровые скульптуры королевы Хатшепсут в виде господа Осириса, а его двери водились сделаны из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром). Изображение боец периодов правления королевы Хатшепсут В ключевом зале подземного святилища находилось большущее мраморное изваяние королевы. К раскаянью, от него сохранились только лишь обломки. Итого же в храме стояло наиболее двухсотен статуй, из их 140 сфинксов. Статуи из храма Хатшепсут приходят более выдающимися эталонами древнеегипетского искусства эры XVIII династии. Они изображают королеву Хатшепсут в 3-х внешностях: в внешности фараона, в внешности господа Осириса и в виде сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней вид старой правительницы: сужающийся к подбородку овал личика, небольшой рот, миндалевидные глаза под пространными дугами бровей, полосы век с подмогой грима продлены к вискам… На целых скульптурах ваятели попытались метко передать портретное сходство, но ежели у сфинксов и у статуй огромных масштабов (возвышением 8 и 5 мтр), приходивших частично наружного дизайна храма, намечено только лишь совместное сходство и воспроизведены едва лишь более отличительные черты, то скульптуры из ключевого святилища, располагавшие культовый нрав, изготовлены высококлассными мастерами и в чрезвычайно узкой и мягенькой манере воссоздают портретный вид королевы. Шикарное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. Опосля погибели королевы взошедший на престол законный преемник Тутмос III сперва отдал приказ истребить по целой стране все изображения близкой предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все статуи храма водились разбиты и зарыты недалеко, где максимум веков спустя их нашли археологи. Храм королевы Хатшепсут на карте: |
// Комментарии (0)